Озеро Севан

Севан входит в джентельменский набор достопримечательностей, к которым любой армянин обязан свозить своих гостей (это Гарни-Гехард, Севан, и пожалуй Хор Вирап). Дальше обязательная программа первых трёх дней пребывания заканчивается и начинаются разные интепретации в зависимости от длительности пребывания, и возможностей ездить на дальние расстояния.

Немного фактологии

Севан — самое большое озеро на всём Кавказе, ближайшие озера такой же величины или больше (если не считать Каспийского моря) находятся либо далеко на север (ближе к Петербургу и Карелии), либо на юге в Турции — озеро Ван.

Это высокогорное (1900 метров над уровне моря — поэтому здесь сильная солнечная радиация) пресное озеро, с достаточно холодной водой. Летом оно прогревается до 18-20 градусов. Находится в 70 км от центра Еревана. Несмотря на хорошее шоссе с двумя полосами в каждом направлении, и разделителем посередине, добираться до Севана придётся больше часа — из-за пробок на выезде из Еревана и постоянных подъёмов вверх-вниз.

Зачем ездят на Севан?

В принципе на Севан ездят больше, чтобы не искупаться, а подышать свежим воздухом, и поесть местную рыбу — Сиг или Форель в одном из ресторанчиков на берегу.

Главная достопримечательность — монастырь Севанаванк, комплекс из трех церквей, расположенных на возвышении, на севанском полуострове (две из них аж IV века, то есть со времен принятия христианства, а третья пристроена в IX веке).

Севанаванк (фото: about-planet.ru)

Обычно, когда говорят «поедем на Севан» не уточняя в какое именно место — имеется ввиду как раз Севанский полуостров.

Вид на Севанский полуостров сверху

У подножия возвышенности, на которой расположены церкви расцвела активная тороговля. А также «кафе-мафе» и автостоянка.

Вид на церкви снизу

На Севан на электричке

Обычно на Севан приезжают либо на личной машине, либо на такси. И то и другое делает поездку на озеро довольно дорогим занятием. Дорога в один конец может стоить 10 000 драм или около 25 евро.

Однако в летние месяцы туда можно добраться на электричке. Электричка правда тоже ходит только в пятницу, субботу и воскресенье и один раз в день — туда утром в 8:30 от центрального вокзала до станции Шоржа (это на противоположном берегу Севана), обратно в 17:00 от Шоржи. Время в пути до Севанского полуострова — 2 часа 25 мин. До Шоржи 3 часа 15 мин.

Подробности можно копать на сайте Южно кавказской железной дороги.

Центральный вокзал г. Еревана
Конечная станция маршрута электрички - Шоржа

Электричка старая но чистая. Есть туалет. Правда в нем не было воды (авг 2023).

Ездят в основном туристы.

Другой плюс поездки на электричке в том, железная дорога проложена выше чем автомобильная и из неё открываются потрясающие виды. Из окна автомобиля такого точно не увидишь.

Вид на Севан с обратной стороны (Шоржа)

Из Еревана на Севан за 15-20 минут?

В связи с электричкой (которая еле-еле душа в теле) нельзя не упомянуть, что 30 лет назад общественный транспорт (электрички и автобусы) на Севан конечно ходили гораздо активнее.
Но, кроме того, в середине 80-х XX века, начал реализовываться проект строительства скоростной железной дороги от Еревана до города-спутника Абовяна и в перспективе до побережья Севана. Она должна была стать первой скоростной дорогой в СССР на магнитной подушке, с рассчетной скоростью 240 км в час. То есть расстояние до Севана поезд мог бы преодолеть за 15-20 минут.

С 1986 года началось строительство эстакад, а в Подмосковье проходил испытания специальный поезд. Но в 1988 году случилось землетрясение, затем развал СССР, и все пришло к тому, к чему пришло. (Про скоростную дорогу можно прочитать здесь).

Почему же несмотря на наличие своего «армянского моря» — Севана, у жителей Армении так популярен отдых в Батуми?

Ответ как бы лежит на поверхности — Севан не море. Вода холодная, загорать более опасно из-за высоты — быстро сгоришь. Из за высоты же часто ветренно.

И все же, на мой взгляд, есть ещё одна важная но не настолько видимая причина.

Когда вы едете на Севан, вы должны выбрать заранее конкретное место, куда вы поедете. За исключением севанского полуострова, небольшого пятачка забитого под завязку кафешками и ларьками, на Севане больше практически нет доступных мест «для всех». Все побережье поделено на маленькие фрагменты, каждый из которых принадлежит определенному ресторану или гостиничному комплексу.

Может юридически и не принадлежит, но вы не можете прийти просто так на пляж не воспользовавшись сервисом данного заведения.

Выглядит это так — вы едете по шоссе, которое вплотную примыкает к берегу (пешеходной дороги нет) и выбираете в каком из мест остановиться. Остановились на частной стоянке заведения — всё вы уже практически их клиент.

И если сервис не очень (например плохой туалет, невкусная еда, не дают чек, не принимают карточки), всё это выясняется методом проб и ошибок, или требует основательного предварительного опроса в интернете.

А ведь в чём отличие курортного отдыха? Там всё наоборот. Мы гуляем пешком по променаду вдоль моря или по курортному городку, выходим на общественный пляж и можем сами спонтанно решить что нам больше приглянулось и куда мы хотим зайти. Плюс в городе-курорте масса других доступных развлечений: уличные музыканты, выставки, разная другая «движуха». Сам выход на променад особое событие «на других посмотреть — себя показать».

А на Севане всего этого просто нет. И получается — близжайшее к Еревану и самое доступное место где это есть — Батуми (Грузия).

Если пофантазировать…

Вообще-то к побережью Севана вплотную примыкает город Севан. Из города от железнодорожной станции ведет подземный переход через шоссе на Севанский полуостров.

Сейчас город Севан выглядит достаточно уныло, центр его стоит на отшибе и кажется он не имеет никакого отношения к празднику жизни, который разворачивается в севанских кафе и ресторанах

Но, по хорошему, город Севан мог бы стать настоящим курортным городом, который качественно поменял бы сам способ отдыха на озере. Когда можно было бы приехать рано утром на целый день, и погулять вдоль берега, и погулять в городе и много еще куда успеть.

Все автомобильные потоки отдыхающих надо было бы тогда направить не вдоль озера а в город, к большой общественной стоянке, от которой начиналась бы пешеходная часть — с выходом к побережью. А тех, кто едет через побережье транзитом, например в Дилижан — пустить в туннель сразу на подступе к городу, с выходом уже возле Цовагюха, где берег озера заворачивает.

А вместо шоссе на поверхности как раз сделать пешеходный променад.

Конечно это потребует и основательно проредить сплошную застройку вдоль берега из-за которой озера не видно….

Но это в теории, а на практике Севан — это пока отдых на пол дня: приехали — покушали — уехали, или на подольше, если вы серфингист, или знаете специальные места.

Все фото, кроме указанных отдельно — Армен Халатян (с) (2017 — 2023)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *